Опыт работы по теме:
«Игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства»

«Игра-это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребёнка вливается 
живительный поток представлений, 
понятий окружающего мира»
В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы

          Философия детства изменяется в сторону признания приоритетов вариативных площадок социализации личности. Российское общество на данный момент живет в цифровом пространстве, что остро ставит вопрос перед каждой ступенью его образовательной системы о том, какие специалисты могут сопровождать развитие личности ребенка в таком пространстве, через какие методы и технологии они способны это делать, и каковы целевые ориентиры  этого процесса?

          Начиная с VII конференции ЕССЕ-2018 в МГУ, тема дошкольного образования в эпоху цифровизации ярко обсуждается, изучается и становится предметом прогнозов  в отношении ближайшего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование непросто обрело свой новый статус первой ступени системы непрерывного образования России, но и включилось в общую систему цифровизации образовательного процесса. Именно этот социальный институт сегодня отвечает за людей общества будущего. И этот факт уже не звучит как красивый лозунг, а имеет мотивационный характер.

          В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для  современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

          Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

          Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который  нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

          В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

          Одним из способов решения проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе. Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

          Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества формируются не только в специально организованной образовательной деятельности, но также в игре, дающей ребенку:

— возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, что обеспечивает эффективную социализацию;

— быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества), что обеспечивает субъектную позицию ребенка в его жизнедеятельности;

— прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях», что обуславливает реализацию витагенного подхода в получение непосредственного жизненного опыта ребенка.

          Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности, а также возможностей цифровой среды группы, дошкольной организации или населенного. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Реализация  игровой деятельности детей осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  Значение игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства заключается в том, что при правильном руководстве она становится:

— способом обучения и самостоятельного познания;

— деятельностью для реализации творчества и исследования;

— методом терапии и ролевого экспериментирования;

— главным шагом социализации ребенка в обществе.

          Методологический аппарат

          Всё вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства?

Тема исследования: «Игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства».

Цель исследования: определить эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.

Объект  исследования – игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства.

Предметом  исследования – эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.

Гипотеза исследования: на основании своих характеристик и соответствия ориентирам ФГОСДО в цифровом пространстве дошкольного детства эффективными формами применения игровых технологий могут выступать такие как:

  • цифровая лаборатория познания и детской коммуникации, предполагающая познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;
  • голосовые, музыкальные и тематические аудиоподкасты, ориентированные на инновационные практики развития речи и развивающее социальное взаимодействие;
  • веб-квесты, предполагающие насыщение развития детей дошкольного возраста личностно значимым и переживаемым социальным содержанием;
  • научно-популярный дайджест по образовательным областям, способствующий расширению познавательного интереса и познавательной активности в рамках ознакомления с окружающей действительностью.

          Задачи исследования:

  1. изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
  2. определить эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства;
  3. систематизировать и апробировать эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.

          Научно-теоретическое обоснование

          Дошкольное образование на современном этапе своего развития находится в поле решения главной задачи – разработки образовательной системы, ориентированной на развитие способностей детей быстро интегрироваться в изменяющемся высокотехнологичном мире информации с учетом комплексного подхода построения образовательного процесса на основе научных, технологических и инновационных принципов. 

          Сущность развивающего дошкольного образования состоит в том, что личный опыт каждого ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных, интересных видах деятельности  осваивал культурные средства и способы познания, коммуникации, сотрудничества, позволяющие успешно проявить самостоятельность и реализовать позицию субъекта в цифровом пространстве дошкольного детства. С этих позиций особого внимания заслуживают  игровые технологии, включающие в себя традиционные и инновационные игры, активно осваи­вая которые, дошкольник обретает свой жизненный опыт в современной реальности.

          На значение игры в развитии ребенка указывают А.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др. Рассматривая игру как потребность растущего организма, мы выдвигаем ее в ряд способов, вызывающих  усилие мысли, стимулирующих к познанию мира и себя в нем.  Современные ученые также уделяют большое внимание рассмотрению игры как практики игрового взаимодействия, в рамках которого происходит проявление мыслительной деятельности ре­бенка, специфической формы анализа воспринимаемых ребенком природных и социальных явления и последующего их синтеза в цифровой среде и живой коммуникации.

         Ценность игровой  технологии в том, что она:

— систематизирует способы и создает условия для  развития личности дошкольников при  учете индивидуализации, дифференциации и возможностей цифровой среды;

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников.

          На современном этапе игровая  технология в качестве самостоятельной в рамках цифровой среды, созданной по ФГОСДО, может быть использована:

— для освоения темы или содержания изучаемого материала;

— в качестве образовательного мероприятии или его части;

— как  форма в содержании вариативной части образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ

          Главная цель игровой технологии в цифровой среде ДОО – создание полноценной мотивационной основы для формирования активной жизненной позиции дошкольников в процессе успешной социализации и накоплении реальной системы практического опыта во всех образовательных областях.

          При этом сама игровая технология должна соответствовать определенным требованиям:

  1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

          Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно быть косвенным и  соответствовать требованиям:

— выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к РППС по ФГОС;

— организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.

          Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:

— развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

          В нашем учреждении в направлении цифровизации дошкольного образования уже на сегодняшний день:

  • анимация, аудиокниги и инфографика,
  • образовательные ресурсы в интернете (детские сайты с играми, видеозанятиями по рисованию и логопедическими играм)
  • единые образовательные платформы,
  • онлайн-встречи с родителями,
  • онлайн-курсы для педагогов.

          Современные компьютерные программы сегодня выступают инструментом для создания условий построения образовательной деятельности  дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день компоненты цифровой среды дошкольной образовательной организации  включают в себя:

  • интерактивные доски,
  • интерактивные песочницы и столы,
  • развивающие компьютерные игры,
  • современные компьютерные технологии в робототехнике и конструировании,
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных мероприятий с детьми;
  • использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать;
  • использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).

          Наиболее интересными, эффективными и в то же время простыми в воспроизведении на наш взгляд являются такие формы как:

  • цифровая лаборатория познания и детской коммуникации, предполагающая познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;
  • голосовые, музыкальные и тематические аудиоподкасты, ориентированные на инновационные практики развития речи и развивающее социальное взаимодействие;
  • веб-квесты, предполагающие насыщение развития детей дошкольного возраста личностно значимым и переживаемым социальным содержанием;
  • научно-популярный дайджест по образовательным областям, способствующий расширению познавательного интереса и познавательной активности в рамках ознакомления с окружающей действительностью.

          Данные формы отвечают основным требованиям как игровых, так и цифровых технологий и реализуются в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Событийный сценарий развития  таких игровых форм в цифровой среде ДОО необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству.

           Каждая подобная форма игровой технологии – это основанный на текущих и перспективных интересах дошкольников вид  их самостоятельной игровой деятельности, поведения, а также складывающегося индивидуального жизненного опыта. К тому же цифровой формат, знакомый детям, делает эту игровую технологию неразрывно связанной с жизнью ребенка.

           Интеграция цифрового пространства с игровыми технологиями развития дошкольников  и реализации цифровой образовательной среды в современном детском саду способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в контексте целевых ориентиров:

  1. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.
  2. Интерактивные игровые технологии дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Цифровая среда являются эффективным условием для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОО.
  4. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
  5. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

           При таком подходе информационно-образовательная среда включает в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог  может углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, реализовывать информационные и коммуникационные технологии системно и целенаправленно, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

          При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в образовательном процессе детского сада в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей дошкольного возраста с разным уровнем подготовки и особенностями развития. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.

           Однако подобные шаги важно корректировать с учетом негативного влияния информационной среды и психофизиологическим состоянием  современных детей. Речь идет не о включении информатики в учебный план детского сада, а об использовании информационно-коммуникационных технических средств и игровых технологий воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.