Опыт работы по теме:
«Игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства»
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира» В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Философия детства изменяется в сторону признания приоритетов вариативных площадок социализации личности. Российское общество на данный момент живет в цифровом пространстве, что остро ставит вопрос перед каждой ступенью его образовательной системы о том, какие специалисты могут сопровождать развитие личности ребенка в таком пространстве, через какие методы и технологии они способны это делать, и каковы целевые ориентиры этого процесса?
Начиная с VII конференции ЕССЕ-2018 в МГУ, тема дошкольного образования в эпоху цифровизации ярко обсуждается, изучается и становится предметом прогнозов в отношении ближайшего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование непросто обрело свой новый статус первой ступени системы непрерывного образования России, но и включилось в общую систему цифровизации образовательного процесса. Именно этот социальный институт сегодня отвечает за людей общества будущего. И этот факт уже не звучит как красивый лозунг, а имеет мотивационный характер.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Одним из способов решения проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе. Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества формируются не только в специально организованной образовательной деятельности, но также в игре, дающей ребенку:
— возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, что обеспечивает эффективную социализацию;
— быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества), что обеспечивает субъектную позицию ребенка в его жизнедеятельности;
— прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях», что обуславливает реализацию витагенного подхода в получение непосредственного жизненного опыта ребенка.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности, а также возможностей цифровой среды группы, дошкольной организации или населенного. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Реализация игровой деятельности детей осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Значение игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства заключается в том, что при правильном руководстве она становится:
— способом обучения и самостоятельного познания;
— деятельностью для реализации творчества и исследования;
— методом терапии и ролевого экспериментирования;
— главным шагом социализации ребенка в обществе.
Методологический аппарат
Всё вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства?
Тема исследования: «Игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства».
Цель исследования: определить эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.
Объект исследования – игровые технологии в цифровом пространстве дошкольного детства.
Предметом исследования – эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.
Гипотеза исследования: на основании своих характеристик и соответствия ориентирам ФГОСДО в цифровом пространстве дошкольного детства эффективными формами применения игровых технологий могут выступать такие как:
- цифровая лаборатория познания и детской коммуникации, предполагающая познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;
- голосовые, музыкальные и тематические аудиоподкасты, ориентированные на инновационные практики развития речи и развивающее социальное взаимодействие;
- веб-квесты, предполагающие насыщение развития детей дошкольного возраста личностно значимым и переживаемым социальным содержанием;
- научно-популярный дайджест по образовательным областям, способствующий расширению познавательного интереса и познавательной активности в рамках ознакомления с окружающей действительностью.
Задачи исследования:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- определить эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства;
- систематизировать и апробировать эффективные формы применения игровых технологий в цифровом пространстве дошкольного детства.
Научно-теоретическое обоснование
Дошкольное образование на современном этапе своего развития находится в поле решения главной задачи – разработки образовательной системы, ориентированной на развитие способностей детей быстро интегрироваться в изменяющемся высокотехнологичном мире информации с учетом комплексного подхода построения образовательного процесса на основе научных, технологических и инновационных принципов.
Сущность развивающего дошкольного образования состоит в том, что личный опыт каждого ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных, интересных видах деятельности осваивал культурные средства и способы познания, коммуникации, сотрудничества, позволяющие успешно проявить самостоятельность и реализовать позицию субъекта в цифровом пространстве дошкольного детства. С этих позиций особого внимания заслуживают игровые технологии, включающие в себя традиционные и инновационные игры, активно осваивая которые, дошкольник обретает свой жизненный опыт в современной реальности.
На значение игры в развитии ребенка указывают А.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др. Рассматривая игру как потребность растущего организма, мы выдвигаем ее в ряд способов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к познанию мира и себя в нем. Современные ученые также уделяют большое внимание рассмотрению игры как практики игрового взаимодействия, в рамках которого происходит проявление мыслительной деятельности ребенка, специфической формы анализа воспринимаемых ребенком природных и социальных явления и последующего их синтеза в цифровой среде и живой коммуникации.
Ценность игровой технологии в том, что она:
— систематизирует способы и создает условия для развития личности дошкольников при учете индивидуализации, дифференциации и возможностей цифровой среды;
— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников.
На современном этапе игровая технология в качестве самостоятельной в рамках цифровой среды, созданной по ФГОСДО, может быть использована:
— для освоения темы или содержания изучаемого материала;
— в качестве образовательного мероприятии или его части;
— как форма в содержании вариативной части образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ
Главная цель игровой технологии в цифровой среде ДОО – создание полноценной мотивационной основы для формирования активной жизненной позиции дошкольников в процессе успешной социализации и накоплении реальной системы практического опыта во всех образовательных областях.
При этом сама игровая технология должна соответствовать определенным требованиям:
- Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно быть косвенным и соответствовать требованиям:
— выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
— предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
— объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
— игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к РППС по ФГОС;
— организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:
— развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
— окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
В нашем учреждении в направлении цифровизации дошкольного образования уже на сегодняшний день:
- анимация, аудиокниги и инфографика,
- образовательные ресурсы в интернете (детские сайты с играми, видеозанятиями по рисованию и логопедическими играм)
- единые образовательные платформы,
- онлайн-встречи с родителями,
- онлайн-курсы для педагогов.
Современные компьютерные программы сегодня выступают инструментом для создания условий построения образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день компоненты цифровой среды дошкольной образовательной организации включают в себя:
- интерактивные доски,
- интерактивные песочницы и столы,
- развивающие компьютерные игры,
- современные компьютерные технологии в робототехнике и конструировании,
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных мероприятий с детьми;
- использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать;
- использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
Наиболее интересными, эффективными и в то же время простыми в воспроизведении на наш взгляд являются такие формы как:
- цифровая лаборатория познания и детской коммуникации, предполагающая познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;
- голосовые, музыкальные и тематические аудиоподкасты, ориентированные на инновационные практики развития речи и развивающее социальное взаимодействие;
- веб-квесты, предполагающие насыщение развития детей дошкольного возраста личностно значимым и переживаемым социальным содержанием;
- научно-популярный дайджест по образовательным областям, способствующий расширению познавательного интереса и познавательной активности в рамках ознакомления с окружающей действительностью.
Данные формы отвечают основным требованиям как игровых, так и цифровых технологий и реализуются в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Событийный сценарий развития таких игровых форм в цифровой среде ДОО необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству.
Каждая подобная форма игровой технологии – это основанный на текущих и перспективных интересах дошкольников вид их самостоятельной игровой деятельности, поведения, а также складывающегося индивидуального жизненного опыта. К тому же цифровой формат, знакомый детям, делает эту игровую технологию неразрывно связанной с жизнью ребенка.
Интеграция цифрового пространства с игровыми технологиями развития дошкольников и реализации цифровой образовательной среды в современном детском саду способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в контексте целевых ориентиров:
- Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.
- Интерактивные игровые технологии дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Цифровая среда являются эффективным условием для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОО.
- В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
- Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
При таком подходе информационно-образовательная среда включает в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог может углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, реализовывать информационные и коммуникационные технологии системно и целенаправленно, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в образовательном процессе детского сада в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей дошкольного возраста с разным уровнем подготовки и особенностями развития. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.
Однако подобные шаги важно корректировать с учетом негативного влияния информационной среды и психофизиологическим состоянием современных детей. Речь идет не о включении информатики в учебный план детского сада, а об использовании информационно-коммуникационных технических средств и игровых технологий воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.